Эвакуации раненых проходят как наземным, так и в случае лётной погоды воздушным транспортом.
1) Воздушная эвакуация
В системе лечебно-эвакуационных мероприятий существуют два основных типа авиационной эвакуации: тактическая и стратегическая. Стратегическая эвакуация выполняется из крупных медицинских учреждений в задние линии, и для этой цели обычно используются военно-транспортные самолеты. Исключением являются специальные службы, такие как МЧС и ВЦМК «Защита» ФМБА, которые имеют разрешение на эвакуацию раненых и пострадавших в условиях массовых потерь. Для стратегической эвакуации требуется наличие организованной аэродромной службы и взлетно-посадочной полосы.
Тактическая эвакуация, в свою очередь, осуществляется непосредственно с поля боя или между медицинскими учреждениями. Для такой эвакуации обычно применяются вертолеты или, в редких случаях, легкие самолеты, которые не требуют специальных параметров взлетно-посадочной полосы или аэродромной службы.
Вертолеты являются наиболее часто используемыми для эвакуации раненых, так как они обладают возможностью эвакуировать пострадавших в самых неблагоприятных условиях, таких как вода, ограниченные площадки или при плохой видимости.
В ВВС РФ основными вертолетами, используемыми для эвакуации, являются Ми-8МТ, Ми-8АМТШ, Ми-26, Ансат и Ка-27ПС. Однако эти вертолеты, без дополнительного оборудования, не предназначены для медицинской эвакуации. Аналогами этих вертолетов в Вооруженных Силах НАТО являются CH-47, CH-53Е и UH-60.
Отличие заключается в том, что во ВВС РФ спасательные вертолеты не выделяются в отдельные подразделения и не оборудуются медицинским оборудованием постоянно. Вместо этого они комплектуются оборудованием и специалистами перед каждым вылетом. В НАТО такие вертолеты входят в состав специализированных подразделений, таких как DUSTOFF (в армии США), PJ (в военно-воздушных силах США) и MERT-E (в Великобритании), и постоянно оснащены медицинским оборудованием, занимаясь только поисково-спасательными операциями и медицинской эвакуацией.
При переходе к способу погрузки раненого в вертолет, при эвакуации посадочным методом, следует учесть особенности разных типов вертолетов. Подход к вертолету Ми-8МТ осуществляется с передне-левой полусферы, в то время как к Ми-8АМТШ можно подойти с обеих сторон передней полусферы, предпочтительно через правую дверь, которая предназначена для эвакуации и имеет больший размер.
2) Наземная эвакуация
Наиболее часто для эвакуации применяются наземные транспортные средства, из которых безусловный приоритет имеют автомобили: специальные (санитарные) автомобили, приспособленные и случайные автотранспортные средства.
Санитарные автомобили, которые применяются для эвакуации пострадавших:
— УАЗ-452А, максимальная загрузка 5 человек лёжа, и 1 сидя;
— АС-66, максимальная загрузка 9 человек лёжа, и 6 сидя;
— ГАЗ-24 («Волга»), 1 лёжа, 1-2 сидя;
— РАФ, «Газель», 2 лёжа, 2 сидя;
— «Мерседес», 2 лёжа, 1 сидя.
При размещении в СТС ГАЗ 233014 «Тигр» рекомендуется использовать правый борт, чтобы обеспечить полный доступ к пострадавшему и при этом сохранить возможность стрельбы через верхний люк. Пострадавшего следует размещать головой у задней двери, что обеспечивает дополнительное пространство для оказывающего помощь и не мешает стрелку из люка.
При размещении в кузове КамАЗа, носилки рекомендуется разместить ближе к кабине и использовать веревочные петли-оттяжки для фиксации. Не рекомендуется размещать пострадавшего в «спальнике», так как это не обеспечивает возможность наблюдения и оказания помощи при движении.
Все медицинское оборудование при движении на транспорте должно быть надежно закреплено с помощью специальных ремней или кронштейнов.
При погрузке и выгрузке пострадавшего на носилках рекомендуется задействовать трех военнослужащих. Один из них обеспечивает подачу/прием носилок внутри автомобиля, а двое удерживают носилки сбоку снаружи.
Сбор и эвакуация раненых на боевых бронированных машинах
В случае, когда санитарные транспорты недоступны, эвакуация раненых может быть проведена с использованием боевых машин подразделений (МТ-ЛБ или БМП или БТР).
Это возможно при определенных обстоятельствах, таких как нахождение в боевом охранении, выполнении задач в отрыве от главных сил или при отходе.
Боевые машины подразделений, в таких случаях, могут временно изменить свою роль и принять на себя функции эвакуации раненых. Хотя эти машины обычно не предназначены специально для медицинской эвакуации, они обладают некоторыми возможностями для проведения таких операций.
Бронетранспортёр-тягач МТ-ЛБ
МТ-ЛБ (Многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный).
В санитарной версии МТ-ЛБС он способен перевозить раненых на носилках и сидящих, обеспечивая быструю и безопасную доставку в медицинские пункты.
Одной из ключевых преимуществ МТ-ЛБ является его мобильность и способность быстро передвигаться по сложной местности. Это позволяет войскам оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и быстро перебрасываться для поддержки других подразделений. Такая мобильность способствует сохранению жизней военнослужащих и обеспечивает успешное выполнение боевых задач.
Боевая машина пехоты — БМП
Боевая машина пехоты (БМП) является мощным транспортным средством, специально разработанным для обеспечения поддержки пехотных подразделений на поле боя.
БМП-3 принадлежит к новому поколению боевых машин пехоты и представляет собой современный образец бронетехники, сочетающей высокую мобильность, огневую мощь и надежную защиту.
Бронированная транспортно-боевая машина (транспортёр) – БТР
Бронетранспортер (БТР) является важным элементом военной техники, обеспечивающим перевозку пехоты и выполнение различных задач на поле боя.
БТРы славятся своей надежностью, маневренностью и возможностью оперировать в различных условиях.
3) Эвакуация по железной дороге
Чаще всего, осуществляется в военное время или при перевозке части пострадавших из одного региона в другой. Вместимость санитарного вагона равна количеству плацкартных мест в нем, вместимость санитарного эшелона (санитарного поезда) 500-600 человек. При длительном движении оборудуется вагон-кухня, прачечная, вагон-аптека, операционная, изоляторы и др. Эвакуационные санитарные летучки предназначены для эвакуации в военное и мирное время на расстояние от 100 до 400 км.
4) Эвакуация по водным путям
Осуществляется всеми видами пассажирских и некоторыми видами вспомогательных плавучих средств. Пассажирские суда для эвакуации пострадавших практически не подвергаются переоборудованию, и только в случае вынужденной их перегрузки устанавливаются дополнительные приспособления для размещения носилок вне пассажирских кают.